Если заявитель не согласен с решением УФНС


Если заявитель не согласен с решением УФНС

Итак, региональное управление рассмотрело жалобу налогоплательщика на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности и вынесло соответствующее решение. Что делать налогоплательщику, если это решение его не устраивает?

Налоговый кодекс предусматривает два пути: подать жалобу на то же решение проверяющих в ВНО регионального управления (то есть в ФНС) или оспорить это решение в судебном порядке.

Дальнейшее оспаривание указанного ненормативного акта налоговиков внутри налоговой службы – это право проверенного лица, реализовать которое можно в течение трех месяцев со дня принятия региональным управлением соответствующего решения по жалобе (апелляционной жалобе). ФНС рассматривает и выносит решение по жалобе, руководствуясь общими положениями, предусмотренными гл. 19 и 20 НК РФ.

Обжалование иных ненормативных актов налоговиков и их действий (бездействия)

Напомним, что с 2014 года обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Обратите внимание

В силу п. 2 ст. 138 НК РФ действия (бездействие) должностных лиц ФНС могут быть сразу обжалованы в судебном порядке.

Иные ненормативные акты, которые принимаются не в рамках ст. 101 НК РФ, в апелляционном порядке оспорены быть не могут. Это прямо следует из определения понятия «апелляционная жалоба», содержащегося в абз. 3 п. 1 ст. 138 НК РФ. Таким образом, налогоплательщик вправе обратиться с жалобой на подобное решение в течениеодного года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

К упомянутым иным ненормативным актам относятся решения, принимаемые в порядке ст. 101.4 НК РФ; требования об уплате налогов (ст. 69), о представлении документов (ст. 9393.1); решения о проведении (об отказе в проведении) зачетов (возвратов) (ст. 78, 79), о взыскании налоговых платежей за счет денежных средств налогоплательщика или иного имущества (ст. 46 – 48), о приостановлении операций по счетам в банках (ст. 76) и т. д.

Действия (бездействия) должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы только в ВНО. Отметим, что до вступления в силу Федерального закона № 153-ФЗ руководители территориальных инспекций были вправе рассматривать жалобы на действия своих сотрудников, если такие обращения поступали непосредственно в эту инспекцию.

Требования к оформлению жалоб на указанные ненормативные акты и действия (бездействия) налоговиков идентичны требованиям к жалобам на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности. Мы их рассмотрели ранее, поэтому повторять их не имеет смысла. Данные жалобы также подаются в инспекцию, которая вынесла оспариваемый ненормативный правовой акт или действия должностных лиц которой оспариваются.

Порядок рассмотрения подобных жалоб установлен в ст. 140 НК РФ, его особенности мы анализировали выше.

Однако здесь следует обратить внимание на один важный нюанс. Жалобы на иные ненормативные акты налоговиков, а также на их действия (бездействие) подлежат рассмотрению в более короткие сроки – в течение 15 дней с даты поступления обращений в ВНО. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих инспекций документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

По итогам рассмотрения обращения заявителя ВНО в силу п. 3 ст. 140 НК РФ может:

  1.  оставить жалобу без удовлетворения;
  2.  отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  3.  признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.      
  •  Данный закон вступил в силу 03.08.2013, но правила обязательного досудебного урегулирования до 1 января 2014 года применялись только в отношении обжалования решений, вынесенных налоговым органом по результатам выездных и камеральных проверок.
  •  www.nalog.ru.
  •  До вступления в силу Федерального закона № 153-ФЗ этот срок составлял десять рабочих дней.
Всем в суд.ru
Добавить комментарий